Как правильно выбрать экипировку мотоциклисту

Могут ли обычные владельцы мототехники правильно подобрать элементы экипировки, руководствуясь только внешним дизайном и опытом использования? Скорее всего нет! Специальная одежда для езды на мотоциклах выпускается уже много лет различными компаниями, но самостоятельно выбрать и приобрести экипировку с достаточным уровнем защиты очень сложно, не владея нужной информацией.

Определение категории экипировки

Обычно надёжные производители указывают на своих комплектах принадлежность товара к той или иной категории, поэтому в таком случае не возникает сложностей. Однако отдельные компании второго и третьего эшелона могут пользоваться доверием покупателя и продавать под своей маркой неполноценную продукцию. Например, используют вставки из пластика, которые вшивают в рукава, штаны или на спину. Такой же материал применяется в ботинках или перчатках. Покупатели не проверяют защитные свойства вставок, а доверяют производителю.

Купить дождевик для мотоциклиста вы можете здесь!

Другим методом обмана является распространение сертификата защитных вставок СЕ на всё изделие, где они используются. В результате, производитель искусственно притягивает экипировку из второй категории в третью. Такая одежда нарушает правила сертификации и не соответствует законодательству.

Если посмотреть предметы экипировки, то можно встретить обозначение СЕ на подкладке. Часто оно указывает только на защитные вставки, тем самым обманывая покупателя.

Если изготовитель мотоэкипировки в своих рекламных продуктах твердит, что его комплекты имеют дополнительные средства защиты, то они обязательно указываются в Директиве Personal Protective Equipment. Покупателям не стоит полагаться на словосочетания: берёт на себя все удары при падении, ударостойкость, мы думаем только о безопасности и других.

Что делать покупателю для осуществления правильного выбора при покупке

Ларчик открывается очень просто: каждый комплект или отдельный элемент одежды с нанесённым обозначением СЕ обязательно должен иметь руководство, где расписаны характеристики предметов и правила использования. В документе обязательно присутствует информация о проведении испытаний и их результатах, методах установки и извлечения защитных вставок, способы чистки одежды, срок эксплуатации и многое другое. В конце обычно следует контактная информация для связи с организацией, проводившей испытания изделий. Для проверки стоит пообщаться с представителями этой организации и выяснить подлинные данные. Кроме того, можно обратиться в британское Министерство Торговых Стандартов. Там сохраняются все данные о подлинности проверки.

При отсутствии письменных сведений о защитных свойствах одежды следует использовать её как не имеющую защиты. Если продавец рассказывает, что стандартизации подвергается только одежда профессиональных спортсменов, то он попусту врёт. Стандарты распространяются не на квалификацию или ранг мотоциклиста, а на комплекты экипировки.
Существует также стойкое заблуждение, что стоимость проведения испытаний и сертификации очень дорого обходится покупателям. В Великобритании сертификаты СЕ начали получать в первых рядах мелкие производители одежды с защитой. За последние пять лет технологичность изготовления экипировки выросла и теперь стоимость одного комплекта значительно снизилась, поэтому компании могут без проблем сертифицировать свою продукцию.

Развитие европейского законодательства сертификации защитной одежды

Производимая экипировка для мотоциклистов должна обязательно соответствовать Директиве РРЕ, вошедшей в британское законодательство с 1995 года. С этого времени все компании, выпускающие одежду для езды на мотоцикле, обязаны чётко разделять продукцию на защитную и не имеющую защиты. После проведения независимого исследования специальными уполномоченными компаниями товары могут получить обозначение СЕ.

Первое положение Директивы РРЕ не включало экипировку для мотоциклистов. Законодатели отменили тогда стандарт ACU, отвечающий за гоночную одежду, и любители мотоциклов остались незащищёнными. К законодателям обратились Уилсон (Garth Willson) и Пéтрович (Petrovich) из европейской комиссии с просьбой о сертификации экипировки для мототехники. Разработкой закона занялось известное агентство Comite Europeen Normalisation.

В результате на свет в 1998 году появился EN 1621-1, знакомый теперь многим любителям мотоциклов. В нём зафиксированы правила сертификации защитных вставок. В дополнение к нему выпущен prEN 1621-2, где речь идёт о защите спины. Этот норматив пока используется в предварительной редакции, но скоро должен стать полноценным стандартом. Кроме них, действуют ещё EN 13595, EN 13594, EN13634.

Впервые о стандарте ACU покупатели узнали из рекламы нового мотокомбинезона. Информация оказалась уткой, хотя компания Auto Cycle Union существовала. Руководство организации после многократных звонков решило адаптировать положения федерации FIM к требованиям обычных покупателей техники. В результате появился на свет и сам стандарт. Поскольку его положения о защите одежды были во многом противоречивы и туманны, то производители стали пользоваться лазейками и выпускать некачественный товар. После очередной аварии вылезли все недостатки защитной одежды и ACU запретила одну из известных европейских марок специальной одежды.

Работа по улучшению нормативов проходила в Великобритании и Германии. В результате прений и согласований было принято решение, что одежда, защищающая только от непогоды, не относится к РРЕ категории. Если в ней предполагается установка щитков, то они обязательно должны пройти испытание и получить сертификат.

Окончательный вариант стандарта направили в британский BSI. После проверок и согласований в 1997 году появился EN 1621-1, где расписывались чётко требования и методика испытаний протекторов защиты.

Через пять лет вышел следующий стандарт — EN 13595, состоящий из четырёх частей. Он описывал защитные качества отдельных частей экипировки: курток, штанов, комбинезонов. Речь шла только об одежде для профессиональных спортсменов.

Стандарты EN 13634 и EN 13594 появились почти одновременно с ним. Первый касался профессиональной обуви, второй перчаток. Методология проведения испытаний имела схожую систему с EN 13595.

В 2004 году Директиву изменили, и новая редакция стала касаться всей линейки товаров для защиты мотоциклистов, а не только профессионалов.

Маркировка СЕ

Кроме буквенного обозначения маркировка должна содержать номер компании, проводившей проверку изделий на соответствие нормам. Обозначение присутствует не только на экипировке. Оно проставляется на упаковке и документации. Маркированная продукция имеет право реализовываться в ЕС.

Основные нормативы мотоэкипировки:

• EN 1621-1. Первая часть норматива направлена на методику тестирования щитков и требования к ним. Процесс проверки проходит на специальном оборудовании. Изделия монтируются на формы, копирующие части тела, к ним прикрепляются датчики нагрузки. Испытание заключается в динамическом ударе по защите. Датчик позволяет получать и записывать нужные данные. Стандарт ограничивает передаваемую силу в 35 Кн;
• EN 1621-2. Вторая часть обозначает требования и испытания защиты для спины. Методика проведения тестирования аналогична. Допускается передавать на спину силу в 18 кН. Энергия удара – 50 Дж;
• EN 13595 ч.1 – 4. Стандарт описывает требования к защитной экипировке профессиональных спортсменов. Материалы для изготовления должны быть безопасными для человека и не содержать вредных примесей. Стандарт указывает особенности покроя и наличие зон риска. С помощью методики тестирования проверяется эргономика изделий, надёжность прилегания к телу и удержание на нём во время движения. Норматив разделяет всю выпускаемую продукцию для мотоциклистов на 3 категории. Предметы экипировки испытываются на истирание абразивным материалом, сопротивление на разрыв и при возможных порезах;
• EN 13594. Стандарт предусматривает требования и методику испытаний перчаток для мотоциклистов. Материал изделий должен отвечать требованиям безопасности для кожи. Применяемые защитные устройства должны быть отделены от тела специальными прослойками. Перчатки обязаны передать силу до 4 кН при ударах в 5 Дж и сопротивляться разрыву не менее 2,5 секунд;
• EN 13634. Стандарт нормирует требования к ботинкам для мотоциклистов и её испытание. Во время испытаний изделия проходят проверку на прочность, износ и удар. Тестируется крепление подошвы и её мягкость;

Три основных вида мотоэкипировки

Есть основные виды защитной экипировки для мотолюбителей: для города, мотокросса и путешествий. Мы не будем рассматривать подвиды, поскольку основная классификация покрывает 99% возможных сценариев применения.

Городская мотоэкипировка

Обычно раздельная экипировка с хорошей вентиляцией и карманами, удобная как при езде на мотоцикле, так и после того, как вы с него слезли. Обычно это текстильная куртка с защитой плеч и локтей, отдельная защита спины, короткие городские перчатки с защитными щитками, специальные мотоджинсы из стойкой к истиранию ткани и защита колен. Мотоботы выбирают как спортивного типа, так и более короткие мотокеды. Шлемы используют разных типов, самым популярным из которых является интеграл. Владельцы чопперов часто покупают шлема–модуляры или открытые, а владельцы мотардов предпочитают шлема типа дуалспорт.

Кроссовая мотоэкипировка

Отличается высокой жесткостью, но в то же время дают возможность легко двигаться. Специальные кроссовые мотоботы обеспечивают хорошую фиксацию голеностопа от скручивания и имеют большое количество жестких защитных вставок и ремней для фиксации на ноге. Защита коленей чаще всего используется шарнирная, препятствующая вывиху коленного сустава. Корпус тела защищается жилетом, имеющим щитки на груди, спине и плечах. Кроссовый шлем имеет специальную усиленную подбородочную дугу, и у него отсутствует визор. Вместо него одеваются кроссовые очки, защищающие райдера от попадания грязи. Сверху на защиту одеваются джерси и кроссовые штаны из специального материала.

Туристическая мотоэкипировка

Туристическая экипировка подразумевает хорошую влагозащищенность и терморегуляцию. Это текстильные куртки и штаны с защитными вставками и карманами, выполненные из нескольких слоев различных типов тканей, каждый из которых отвечает за отдельную функцию. Такая экипировка чаще всего имеет большое количество регулировок, чтоб удобно садилась по телу. Шлемы чаще всего используют типа дуалспорт с козырьком против воды, грязи и солнца сверху, или интегралы, имеющие специальный выпадающий солнечный визор.

Грамотно подобрать мотоэкипировку в зависимости от ваших потребностей и получить расширенную консультацию можно в магазине Партнер-Мото, где сможете все померить и, если вы новичок, получить советы по применению того или иного элемента мотоэкипировки и задать любые вопросы.

Как правильно выбирать тот или иной элемент мотоэкипировки

Мотошлем – как выбрать

Шлем должен плотно сидеть на голове и не допускать свободных перемещений. Щеки немного поджаты, а в лобную часть не должны пролезать пальцы. Если вам подходят два размера, берите меньший! При покупке в интернет–магазине измерьте мягкой рулеткой окружность головы в самой широкой части и сверьтесь с таблицами производителей. Там вы найдете размер, который вероятнее всего вам подойдет.

Мотокуртка – как выбрать

Когда одеваете куртку, защитные щитки должны плотно сидеть на плечах и локтях и не проворачиваться. Выбирайте куртку, под которую вы сможете одеть защиту спины. Руки должны свободно вытягиваться вперед. Для летней езды лучше всего выбрать легкую куртку с перфорацией. Для более холодного времени года предпочтительней брать утепленные текстильные куртки с подкладкой, либо кожаные.

Мотоштаны – как выбрать

Под штаны должна влезать защита колен (если штаны не имеют встроенных наколенников). Выбирайте штаны с эластичными вставками, позволяющими свободно двигаться. Длина мотоджинсов должна быть такая, чтобы, когда вы садитесь на мотоцикл, ваши щиколотки были закрыты, а кроссовые штаны должны без проблем заправлялись в мотоботы.

Мотоботы – как выбрать мото обувь

Мотоботы не должны передавливать ногу! Попробуйте ее немного согнуть. Если боты давят, берите размер побольше. Ступня не сдавливается, а пальцы не упираются вперед. Попробуйте немного пройтись в них. Учитывайте, что вам придется вставать с мотоцикла и перемещаться пешком. Берите удобную обувь для города и жесткую для мотокросса.

Перчатки – как выбрать

Выбирайте более легкие перфорированные перчатки для лета и более теплые для весны и осени. Руки в холодную погоду промерзают очень быстро! Перчатки должны плотно облегать руку. С внутренней стороны должен быть стойкий к истиранию слой. Сожмите руку в кулак, при этом защита костяшек не должна вам давить.

Защита спины – как выбрать

Нужно выбирать защиту, которая будет плотно прилегать к спине и закрывать лопатки и копчик. Защита должна хорошо фиксироваться на талии и не сползать при движении.

Защита суставов – как выбрать

Для езды на кроссовых мотоциклах и эндуро лучше выбирать шарнирные наколенники. В остальных случаях будут более удобны обычные, так как они обеспечивают лучший контакт с мотоциклом. Для защиты локтей лучше выбирать щитки с “носком”, в который вы продеваете руку. Он обеспечивает лучшую фиксацию. Утягивающие ремешки не должны при движении передавливать руки и ноги, и в тоже время хорошо сидеть на суставах и не проворачиваться.

Ошибки в выборе экипировки

Начинающим байкерам бывает сложно понять, что покупать и как. Вот основные ошибки, которые можно допустить при выборе защитного обмундирования:

  • Полагаться на размерные таблицы. Мотоэкипировка должна обязательно примеряться, поэтому покупать шлем в интернет-магазине весьма неразумно.
  • Приобретать обмундирование «на вырост». Оно должно сидеть плотно, не елозить и не пытаться слететь в самый неподходящий момент. Покупая экипировку ребенку, лучше смириться с мыслью о том, что через некоторое время снова придется потратиться. А кожаные вещи к тому же разнашиваются, это тоже нужно учитывать при выборе размера.

Использовать одну экипировку в разных целях. Если нет возможности тратиться на разные виды обмундирования, придется прежде определиться, где и как кататься. Езда, скажем, по городу существенно отличается от кросса, а потому и городская мотоэкипировка на пересеченной местности не обеспечит необходимой защиты.

Заключение

Следует помнить, что безопасных расстояний не существует. Куда бы не собирался ехать, необходима мотоэкипировка, будь до 100 м до магазина или 200 до гаража. Как говорят байкеры, нужно защищать те части тела, которые важны.

Ссылка на основную публикацию